Игра, покоряющая страны

Увлечение игрой в гольф стремительно завоевывает новые страны. Поля для игры строятся там, где еще недавно это было трудно себе представить – по политическим, экономическим или климатическим причинам. Именно поэтому темой для Гольф Бизнес Форума 2007, прошедшего в середине мая в Будапеште и организованного компанией KPMG, стал гольф-девелопмент на развивающихся рынках – таких, как Центральная и Восточная Европа и Ближний Восток. Мировая индустрия гольфа тесно связана с индустрией недвижимости. В последние годы гольф-поля редко строятся сами по себе, чаще они являются своеобразным «центром притяжения» для крупного жилого курорта. В состав такого комплекса входят как виллы, апартаменты и отели, так и разнообразные объекты отдыха и развлечений – рестораны, клубы, спа, бассейны спортплощадки и т. д. Такие жилые курорты очень распространены в США, уже завоевали популярность в Западной Европе, а сейчас эта тенденция стремительно распространяется и на те страны, где гольф только начинает развиваться.

Гольф-недвижимость для жизни и дохода
Очевидно, что недвижимость на гольф-курортах приобретается в качестве второго дома, и инвестиционная составляющая здесь очень важна. Гольф-недвижимость легко может быть сдана в аренду – такие услуги всегда предоставляют управляющие компании гольф-курортов. Качество гольф-курорта во многом связано с тем, какой именно оператор им управляет. Если это гостиничная сеть с мировым именем, то курорт, безусловно, относится к числу самых престижных и дорогих.
«В любом из регионов Европы, и я думаю, что в России тоже, люди любят отдыхать в хорошо спроектированных комплексах, имеющих большой выбор услуг, развитую инфраструктуру и высокую степень безопасности, – говорит Марникс ван Бартхельд, ведущий консультант по туризму и отдыху компании KPMG. – Эта идея, изначально подразумевавшая отдых в отелях, сейчас активно используется девелоперами при создании современных жилых курортов. При этом существует очевидная тенденция – среди всех таких курортов наибольшим спросом пользуются те, в составе которых есть гольф-поле. Дело в том, что люди любят хорошие виды из окна, любят, когда их окружает зелень, любят комфортное респектабельное окружение, и гольф помогает создать правильную среду обитания в рамках конкретного комплекса».
От столь тесного соседства выигрывают как игроки в гольф, так и покупатели жилья на этих курортах. Гольфсмены, путешествующие от одного поля к другому, имеют возможность остановиться непосредственно рядом с полем – в гостиничном номере, или же сняв частную виллу или апартаменты. В свою очередь владельцы этой недвижимости имеют хороший арендный потенциал и множество других преимуществ, если собираются сами использовать свою собственность.
«Покупая недвижимость на гольф-курортах, люди рассчитывают получить не только квадратные метры собственности, но также высочайшее качество менеджмента и сервиса и особую атмосферу респектабельности, которую создает гольф, – говорит Джон Голдвин, ведущий проектировщик компании WATG, специализирующейся на проектировании. – Далеко не все покупатели недвижимости в таких курортах предполагают играть – только 30% собираются брать в руки клюшки. Остальных привлекает престижное окружение, экологичность таких курортов, низкая плотность застройки и развитая инфраструктура».
Очень интересный прогноз дал в своем выступлении Марникс ван Бартхельд. По его предположению, гольф будет играть далеко не последнюю роль в развитии глобального рынка недвижимости: «Эксперты KPMG предполагают, что уже через 10–20 лет тенденции на рынке недвижимости будут определяться волной массовой миграции жителей Северной, Центральной и Западной Европы в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Ее причинами станет все возрастающая стоимость жизни в этих странах, а также желание сменить климат на более теплый, подкрепленное финансовыми возможностями.
Основным двигателем этой миграции станут достаточно возрастные представители среднего класса, соответственно и спросом будут пользоваться качественные, но при этом доступные по ценам проекты. Благодаря своим многочисленным преимуществам, гольф-недвижимость – идеальный вариант для покупателей новой миграционной волны, но логично было бы предположить, что в ответ на массовый спрос изменится сама концепция жилых курортов. В них будет строиться большее количество объектов собственности, что позволит девелоперам предлагать недвижимость конечным пользователям по доступным ценам».

Гольф шагает по планете
Что касается уже сложившихся рынков, то наибольшим количеством гольф-полей сейчас располагают США. В Европе гольф наиболее развит в Великобритании и в Ирландии, а также в таких странах Северной Европы, как Швеция и Норвегия. А вот наибольшее количество гольф-курортов, располагающих развитой инфраструктурой отдыха и объектами недвижимости, построено в Испании и Португалии.
«Испания по-прежнему остается крупнейшим в Европе рынком гольф-недвижимости, – говорит Джон Голдвин. – Здесь существует и реализуется множество проектов, и покупателям есть из чего выбирать. Однако Испанию уже нельзя считать монополистом на этом рынке – сейчас у нее есть немало конкурентов, которые становятся сильнее с каждым годом и способны предложить более низкие цены. Главное преимущество Испании в борьбе с ними – развитая индустрия отдыха, а также большее разнообразие предложений».
У развивающихся рынков другие козыри, причем у каждого – свои. Страны Центральной Европы обладают давними традициями игры в гольф, но по различным причинам здесь пока не очень много гольф-полей и курортов. Тем не менее, с каждым годом появляются новые проекты, все более и более масштабные.
Одним из главных событий Форума стала презентация нового гольф-курорта Budapest Gate, расположенного в окрестностях венгерской столицы. Гольф-поле на 18 лунок здесь разработал Кристи О’Коннор, один из самых известных игроков 1970–1980-х гг., сейчас успешно занимающийся гольф-дизайном. Центром курорта станет роскошный пятизвездочный отель и конференц-центр, а вокруг поля будут построены комплексы вилл, таунхаусов и апартаментов. Интересно, что номера отеля также можно будет приобрести в собственность. Уже сейчас достигнута договоренность о проведении здесь в 2010 г. турнира Hungarian Open.
Очень высокий потенциал для развития гольфа имеет Хорватия. Это самая северная и самая близкая к Центральной Европе средиземноморская страна, где можно играть в гольф круглый год. Сейчас здесь существует всего 2 гольф-поля, однако число проектов уже в ближайшем будущем может достигнуть десяти. Особенный интерес представляет строящийся в Истрии гольф-курорт Porto Mariccio, который предоставит своим жителям и гостям возможность заниматься как гольфом, так и яхтенным спортом. Немало интересных возможностей открывается также в соседней Черногории, однако там гольф пока развит еще в меньшей степени, чем в Хорватии.
На первый взгляд, это может показаться странным, но столь популярная страна для покупки недвижимости, как Кипр, до сих пор не может похвастать высоким уровнем развития гольфа, хотя все условия для этого здесь существуют. «Мне часто приходится бывать на Кипре, и я знаю, насколько это направление интересно для россиян, – говорит Марникс ван Бартхельд. – Сейчас рынок недвижимости Кипра переживает очередной всплеск интереса со стороны международных инвесторов. Конечно, для этого есть традиционные причины, такие как хороший климат, высокая степень развития туристического бизнеса, транспортная доступность. Однако не в последнюю очередь внимание инвесторов привлекают проекты по строительству на Кипре гольф-курортов».
Сейчас на Кипре существует только один интегрированный гольф-курорт – хорошо известный Aphrodite Hills, причем его последняя фаза все еще находится на стадии строительства. Однако уже в недалеком будущем ожидается появление сразу нескольких проектов, в которых недвижимость и гольф будут тесно переплетены. В частности, свои гольф-клубы планируют строить такие известные компании, как Pafilia и Aristo Developers.
Среди всех развивающихся рынков Дубай занимает особое место. Амбиции правительства этого эмирата таковы, что он претендует ни много ни мало на роль одного их мировых гольф-центров. Условия для игры здесь весьма специфические – жаркий, пустынный климат заставляет вкладывать огромные средства в создание систем орошения полей. Это делает проекты гольф-курортов очень дорогостоящими, что отражается и на стоимости игры, и на стоимости недвижимости, которая предлагается на этих курортах. Тем не менее Дубай уже сейчас может считаться гольф-столицей Ближнего Востока, и такие проекты, как Jumeirah Golf Estate, считаются эталонными.
Восточная Европа – очень многообещающий рынок гольф-недвижимости, его главное достоинство – возможность приобретения действительно качественного продукта по вполне доступным ценам. «Очень хороший пример – это Болгария, где низкая стоимость недвижимости определяется низким уровнем цен на землю, – говорит Марникс ван Бартхельд. – Эта страна не испытывает пока столь же острого дефицита земли, как Испания, и стоимость строительства здесь также невелика. Однако над созданием новых курортов в Болгарии работают лучшие команды проектировщиков и девелоперов, которые гарантируют качество. Так, в одном из болгарских курортов гольф-поле проектирует знаменитая компания Gary Player Design, а концепцию другого курорта разрабатывает известное архитектурное бюро KPMG».
Пожалуй, на карте мирового гольфа остается одно больше пятно – это Россия и страны СНГ. И хотя в своих выступлениях и в частных беседах делегаты Форума высоко отзывались о потенциале для развития гольфа в нашей стране, это были скорее авансы. И по количеству полей, и по числу игроков Россия занимает последние места в мире, и ни один представитель отечественной гольф-индустрии так и не приехал на Форум.

Гольф Бизнес Форум